Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние на развитие русской культуры. Рост национальной гордости и самосознания русского общества в те годы выразился в обострении интереса литераторов, художников, музыкантов к героическим страницам русской истории. Эпоха войны нашла яркое отражение прежде всего в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях («Ни две тучушки»),сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию («За горами, за долами»). Любимыми героями песен были полководец М.И. Кутузов, атаман М.И. Платов,донские казаки («Грянул внезапно гром под Москвою»). В будущем настоящей жемчужиной стала народная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Боевой дух воинов поднимала музыка, предназначенная для исполнения во время служебно-строевых занятий, боевых действий, парадов. Исполнялась эта музыка военными духовыми оркестрами. В полках и партизанских отрядах находились песенники-запевалы. Великий полководец А.В. Суворов утверждал, что «музыка удваивает, утраивает армию». Главный жанр военной музыки — марш, недаром большинство песен имеет маршевые (четырёхдольный или двухдольный) ритмы.
В военные годы звучали не только песни, воспевавшие героизм воинов, но и просто любимые народные песни. Они поднимали солдатам настроение перед боем, воодушевляли их, заставляли вспомнить мирное время, когда эти песни исполнялись в кругу родных. Так, Л.Н. Толстой в своём романе«Война и мир» упоминает песни «Ах вы сени, мои сени» и «Во лузях».
Русские народные песни, ярко отразившие рост патриотических чувств, стали оказывать столь значительное влияние на русскую музыкальную культуру, что вокальный жанр в эти годы становится наиболее популярным. Авторами многих вокальных произведений были непосредственные участники войны.
Например,боевым соратником в заграничных походах в отряде Дениса Давыдова — русского поэта и военного писателя, полковника, одного из инициаторов партизанского движения — был композитор А.А. Алябьев (1787–1851). Он, добровольцем вступивший в русскую армию и прошедший с ней до Парижа, написал романс«Сижу на берегу потока» на слова Д.В. Давыдова, несколько военно-патриотических и гусарских песен: три «Песни Баяна» и «Из страны, страны далёкой» на слова Н.М. Языкова, «Песню старца» на слова В.А. Соллогуба, «Застольную гусарскую песню» на слова С.Н. Стро-милова и др.
Близкими по звучанию к патриотическим песням были хоровые полонезы, триумфальные и траурные марши. Их авторами были не только композиторы-профессионалы, но и музыканты-любители. Среди этих произведений — марш Д.П. Салтыкова, посвящённый памяти М.И. Кутузова, триумфальный марш Дж. Фильда на победы П.Х. Витгенштейна, траурные марши участника войны 1812 года П. Долгорукова. Особой популярностью пользовались полонезы О.А. Козловского.
Интерес к народной музыке, к отечественной национальной тематике, вызванный всенародным патриотическим подъёмом во время войны, нашёл широкое отражение в различных музыкально-театральных формах — дивертисментах, водевилях, балетах.
1812 год способствовал формированию демократических тенденций на русской сцене: отказу от переводного репертуара и обработки отечественных произведений в подражание иностранным образцам, обращению к национальным сюжетам, чаще патриотического характера, утверждению на театральных подмостках нового героя — русского народа — спасителя Отечества.
Победы русских войск в 1812–1814 годы прославлялись в балетах-дивертисментах (танцевальных спектаклях с пением и диалогом). Большой популярностью пользовались балетный спектакльК.А. Кавоса «Ополчение, или Любовь к Отечеству», поставленный впервые в Петербурге в 1812 г.,дивертисменты С.И. Давыдова «Торжество победы» и Т.В. Жучковского «Казак и прусский волонтёр в Германии». Не сходил в послевоенные годы со сцены водевиль С.Н. Титова «Крестьяне, или Встреча незваных».Все эти спектакли способствовали патриотическому подъёму русского общества.
Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы.Д.С. Бортнянский создал кантату «Певец во стане русских воинов» на слова В.А. Жуковского, Д.Н. Кашин — «Авангардную песню» и песню «Защитникам Петрова Града». Особенной популярностью в предвоенные и первые послевоенные годы историческая тема пользовалась у авторов ораторий и опер. Однако попытки композиторов — современников событий 1812–1814 годов отразить в оперном искусстве народно-патриотическую тематику не сразу принесли достойные плоды. Например, в опере «Иван Сусанин» К.А. Кавоса (1815 г.) тема высокого подвига и самопожертвования во имя Отечества получила неглубокое, тенденциозное истолкование. Только спустя двадцать лет, в 1836 году, в одноимённой опере М.И. Глинкипроблема народности в русской музыке получила принципиально иное освещение.
В 1812 году Михаилу Глинке было всего 8 лет. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение в Смоленской губернии. Рассказы о героизме партизан, услышанные в детстве, глубоко запали в душу будущего композитора. Они послужили толчком к созданию отечественной героико-трагической оперы «Иван Сусанин», ознаменовавшей рождение нового стиля классического реализма. В этой опере композитор выразил уважение к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте, прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.
Прогрессивное направление в русской культуре послевоенных лет, связанное с ростом национального сознания и освободительным движением, нашло яркое выражение в творчестве композиторов второй половины19-го и 20-го веков.
Интересна история создания в 1880 г. торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год». Организаторы Московской художественно-промышленной выставки 1882 года предложили Чайковскому написать музыкальное сопровождение к торжествам по случаю освящения храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено разгрому Наполеона. Ожидалось, что освящение храма состоится во время работы выставки. Чайковский решил создать нечто, соответствующее значительности события, а также патриотическим настроениям сограждан. «Вещь будет громкая», — пообещал он и слово сдержал, включив в большой симфонический оркестр военный духовой оркестр, колокола и даже артиллерийский салют.
Русские композиторы обращались к теме Отечественной войны и в связи с её столетним юбилеем.Это марши, гимны, торжественные хоры А. Астафьева, А. Чертковой, Ф. Цабеля,ряд опер — М. Багриновского «1812 год» на сюжет неоконченного романа А.С. Пушкина «Рославлев» и романа Г. Данилевского «Сожжённая Москва»,Б. Яновского «В 1812 году» по либретто С. Мамонтова.
В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев. Мысль об оперном произведении на сюжет «Войны и мира» Л.Н. Толстого родилась у него ещё в 1930-е годы. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила его заняться воплощением своей задумки. В трудных условиях эвакуации в Нальчике, затем в Тбилиси Прокофьев с необычайной даже для него одержимостью писал свою самую любимую оперу. Помимо прозы Льва Толстого, в либретто были использованы стихотворения поэтов первой четверти 19 века, тексты народных песен, воззвания и письма М.И. Кутузова. Позднее Прокофьев рассказывал: «В эти дни приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли».
В те же годы над темой, связанной с Отечественной войной 1812 года, работал Т.Н. Хренников, создавая музыку к драматическому спектаклю-комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 году и имел огромный успех. В 1970-х годах Т.Н. Хренников создал балет «Гусарская баллада», который был поставлен в 1980 го-ду в Большом театре СССР.
Народ, теряющий свою историческую память, одним из выражений которой является культура вообще и музыкальная в частности, идёт к гибели. Память не как склад фактов, а как опора для решения животрепещущих задач сегодняшнего дня.Поэтому вспомним того же Т.Н. Хренникова, который, определяя задачи современных художников, обращающихся к исторической теме, писал, что «каждый художник подходит к ней с точки зрения сегодняшнего дня и из всего огромного материала выделяет то, что именно сегодня считает главным. Для меня это цельность натуры наших героев, объединённых стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества». И добавим из Л.Н. Толстого: «Музыка — это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словами чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом её сила и значение».
Прослушать некоторые музыкальные композиции того времени можно здесь