Трудно найти историческое событие XIX века, которое, подобно Отечественной войне 1812 года, нашло бы столь полное отображение в литературе и изобразительном искусстве.В этой войне русский народ победил как защитник своего национального достоинства, сформированного мирным трудом в процессе тысячелетней истории. Нельзя сказать, что победа эта не потребовала для своего осмысления времени - эпическое произведение Л.Н.Толстого "Война и мир", посвященное этому событию, было написано полвека спустя, знаменитое лермонтовское "Бородино" также появилось лишь к 25-летней годовщине сражения, но было много и не-посредственных откликов поэтов и писателей на данное со-бытие. В ту пору патриотический подъем людей еще не был омрачен сменой либеральной политики Александра I на сугубо монархическую и последовавшей за этим аракчеевщиной. В литературе тех дней мы находим много здравиц царю, народу и Отечеству. 
 В избранных патриотических и юмористических стихотворениях из собрания историка и очевидца тех днейС.М.Любецкого мы находим искренние отклики поэтов на военные события. Вот что пишет
Степан Юшков в своей Песни "На освобождение царствующего града Москвы октября 11-го дня, 1812года": 

Да когда ж было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Храмы Божий златоглавые

Опустели все - службы нету в них?

Не видать в Москве силы русские,

В светлых теремах красных девушек;

Не видать по Москве золотых карет;

Не слыхать совсем шуму градского?

Только видно лишь красно зарево,

Тучи мрачные дыму черного;

Только слышны там плач, да стон, да треск

Вздохи тяжкие, вопли смертные! 


   Былинный стиль, выбранный поэтом для его Песни, позвозляет ему использовать все лексическое богатство этого жанра: Александра-1 он называет "батюшкой", "православным царем", Бонапарта же "лихим злодеем", "корсиканским петухом". С этими характеристиками перекликаются слова другого, неизвестного, поэта: 

Сокрушил ее не Самрат лихой,

Не Отрепьев, злой, самозванный царь;

Погубил ее враг неистовый, 

Корсиканец злой, ада выродок.

    Поэт призывает "священную тень" князя Пожарского на защиту Отечества, он обращается к нему со следующими словами: 

Ты прославь, прославь веру русскую,

Царя белого, храбро воинство!


   Александр I в те дни вел себя необыкновенно скромно, даже робко. Численное преимущество неприятеля, триумфальное шествие французской армии по пределам Российской империи ввергло его в уныние и заставило обратиться к народу. С большим воодушевлением был воспринят призыв создавать народное ополчение. Часть крестьян, не дожидаясь царского рескрипта, покинули свои жилища, чтобы уйти в леса и начат партизанскую войну. Русские люди не сомневались в справедливости своего решения и готовы были драться до конца за землю отцов. Отсюда и несокрушимая вера в победу. Эта вера отражена во многих поэтических произведениях того времени. Так, в "Солдатской песне" у Ив.Кованько читаем: 



Хоть Москва в руках французов,

Это, право, не беда! -

Наш фельдмаршал князь Кутузов 

Их на смерть впустил туда.


 

   Возвращение М.И.Кутузова в Петербург после победо-носного завершения войны с Турцией и его назначение на пост главнокомандующего вдохновили русское общество. Хотя Александр I недолюбливал этого полководца, помня его отрицательное отношение к перевороту 11 марта 1801 года, но в годину тяжких испытаний для своей страны он принял единственное правильное решение. Ученик и соратник Суворова, Кутузов обладал широким стратегическим мышлением, и об этом было известно русскому обществу. О Кутузове в поэтическом творчестве того времени находим массу высказываний. Вот как пишет о нем Ф.Н.Глинка в своем подражании на французскую песню, напечатанную в первой книжке"Вестник Европы" за 1813 год


Князь Кутузов помнил слово,

Хоть не скоро, да здорово.

Старый воробей!

Знавши вывертки французски,

Заиграть велел по-русски

Музыке своей!

   Большое место у всех авторов занимают призывы к объединению, к собиранию сил. У того же Ф.Н.Глинки читаем: 

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть, чем в рабстве жить.

    А вот как обращается к русским воинам отставной из Финорийского гренадерского полка Никанор Остафьев:

Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага

И вселенной докажите,

Сколько Русь вам дорога!

    Обосновавшийся в Москве Наполеон полагал, что кампания окончена, и ждал предложений о мире. Но никто не слал к нему послов. Более того положение наполеоновской армии быстро ухудшалось. Приближались холода. Очень скоро Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. После поражения в сражении у села Тарутина он решил больше не искушать судьбу и дал приказ отступать на Смоленск. О безрадостном беге его войска обратно, на запад, через разграбленные его же мародерами города, узнаем из множества сатирических сочинений

Захотел плясать по-русски

Присядай-ка по-французски Ты, Наполеон!

Бонапарту не до пляски,

Растерял свои подвязки

И кричит "пардон"

   Новый, 1814 год стал для русских годом победы. Вечером 7 января Москва была иллюминирована, загремела пушечная пальба, вместе с нею раздался звон с Ивановской колокольни. И в последующие дни торжество следовало за торжеством.
Многочисленные концерты, театральные постановки продемон-стрировали весь тот творческий запал нашего народа, который пробудила победа над Наполеоном. Кто только не писал тогда в честь этого песни, хоры: Державин, Карамзин, Жуковский, а следом за ними Писарев, Кованько, Родзянка, Шатров, Хвостов, Воейков , братья Глинки и многие-многие другие. Но хвалы их в основном были посвящены царю и полководцам. Потребовалась четверть столетия для того, чтобы пришел такой поэт как Лермонтов, который в качестве главного героя Отечественной войны изобразил народ. 

    

   В стихотворении "Бородино" М.Ю. Лермонтов нашел простую и в то же время выразительную форму для освещения своей темы:старый солдат-артиллерист рассказывает молодому "про день Бородина", о том, как русские солдаты и их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь отечества. Пожалуй, более всего высший взлет патриотических настроений народа отражает такая строфа: 




"Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой, 

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали 

Мы в Бородинский бой.



    С 1863 по 1869 г. работает над эпопеей "Война и мир" Л.Н.Толстой. В произведении более 500 лиц. Среди них исторические персонажи - Александр I,Наполеон, Кутузов, Барклай де Толли, Сперанский и др. Изображение исторических событий сочетается у Толстого с художественно-бытовыми сценами, развернутые психологические характеристики героев - с философскими трактатами, батальные сцены - с публицистическими рассуждениями. Не принимая казенно-парадного подхода к истории, Толстой дал свое объяснение имевшим место событиям. Противопоставляя тему войны теме мира, он назвал войну "большим свинством", возлагая ответственность за те тяжести и горести, которые терпят народы, втянутые в нее, на правителей.Он хотел и ему удалось показать войну как постыдное и противоестественное состояние мира.

Источник

Узнать больше о литературе, посвященной Отечественной войне, вы можете на сайтах:


Возврат назад